Главная > Джазовая волна > История джаза

История джаза

77219Истоки

Начнем с того, что джаз возник в США. С одной стороны, это произошло�
в результате синтеза многочисленных музыкальных культур народов
Европы. С другой - африканский фольклор. Эти культуры обладали принципиально разными качествами. Африканская музыка по природе
своей импровизационна. Она характеризуется коллективной формой музицирования с сильно выраженной полиритмией, полиметрией и
линеарностью. Важнейшую функцию несет ритмическое многоголосие,
из которого возникает эффект перекрестной ритмики. Мелодическое, а тем более гармоническое начало, в африканском музицировании развито
в меньшей степени, чем в европейском. Музыка для африканцев имеет более прикладное значение: связана с трудовой деятельностью, с обрядами,
в том числе с отправлением культа.
Синкретизм разных видов искусств сказывается на характере музицирования.
Оно выступает не самостоятельно, а в соединении с танцем, пластикой, молитвой, декламацией.
В возбужденном состоянии африканцев их интонирование гораздо более свободно, чем у закованных
в нормированный звукоряд европейцев.
Со своей стороны, европейская музыка внесла свой богатый вклад в будущий синтез: мелодические построения с ведущим голосом, ладовые мажор-минорные стандарты, гармонические возможности
и многое другое. Вообще, условно говоря, африканская эмоциональность, интуитивное начало столкнулись с европейским рационализмом, особенно проявляющемся в музыкальной политике протестантизма.

87f0a0b0841fd48bd13edf63385cc10c_bigИстоки джаза связаны с блюзом. Он возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие — к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры, и европейской (которая тоже претерпела серьёзные изменения в Новом Свете) происходили начиная с XVIII века и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза», а затем и джаза в общепринятом понимании.
Колыбелью джаза был американский Юг и прежде всего Новый Орлеан. 26 февраля 1917 года в нью-йоркской студии фирмы «Victor» пятеро белых музыкантов из Нового Орлеана записали первую джазовую грампластинку. Значение этого факта трудно переоценить: до появления в свет этой пластинки джаз оставался маргинальным явлением, музыкальным фольклором, а после — в течение нескольких недель ошеломил всю Америку. Запись принадлежала легендарному «Original Dixieland Jazz Band».
Ещё одна особенность стиля джаз — неповторимое индивидуальное исполнение виртуоза-джазмена. Залог вечной молодости джаза — это импровизация. После появления гениального исполнителя, который всю свою жизнь прожил в ритме джаза и до сих пор остается легендой — Луи Армстронга, искусство исполнения джаза увидело новые для себя необычные горизонты: вокальное или инструментальное исполнение-соло становится центром всего выступления, меняя полностью представления о джазе.
Джаз — это не только определенный вид музыкального исполнения, но и неповторимая жизнерадостная эпоха.

776Распространение джаза

Джаз всегда вызывал интерес среди музыкантов и слушателей по всему миру вне зависимости от их государственной принадлежности. Достаточно проследить ранние работы трубача Диззи Гиллеспи и его синтез джазовых традиций с музыкой темнокожих кубинцев в 1940-е или более позднее соединение джаза с японской, евроазиатской и ближневосточной музыкой, известные в творчестве пианиста Дейва Брубека, так же как и у блестящего композитора и лидера джаз-оркестра Дюка Эллингтона, комбинировавшего музыкальное наследие Африки, Латинской Америки
и Дальнего Востока.
Джаз постоянно впитывал и не только западные музыкальные традиции. Когда разные художники стали пробовать работу с музыкальными элементами Индии. Пример этих усилий можно услышать в записях флейтиста Пола Хорна во дворце Тадж Махал (Taj Mahal), или в потоке «всемировой музыки», представленной например в творчестве группы Орегон или проекта Джона Маклафлина Шакти. В музыке Маклафлина, раньше в основном базировавшейся на джазе, в период работы с Шакти стали применяться новые инструменты индийского происхождения, вроде хатама или таблы, зазвучали запутанные ритмы и широко использовалась форма индийской раги. Художественный Ансамбль Чикаго (The Art Ensemble of Chicago) был ранним пионером в слиянии африканских и джазовых форм. Позднее мир узнал саксофониста/композитора Джона Зорна и его исследования еврейской музыкальной культуры, как в рамках оркестра Masada, так и вне его.
Эти работы вдохновили целые группы других джазовых музыкантов, таких, как клавишник Джон Медески, сделавший записи с африканским музыкантом Салифом Кеита, гитарист Марк Рибо и басист Энтони Коулмен. Трубач Дейв Даглас с вдохновением внедряет в свою музыку балканские мотивы, в то время как азиатско-американский Джазовый Оркестр (Asian-American Jazz Orchestra) появился в качестве ведущего сторонника конвергенции джазовых и азиатских музыкальных форм. Поскольку глобализация мира продолжается, в джазе постоянно ощущается воздействие других музыкальных традиций, обеспечивающих зрелую пищу для будущих исследований и доказывающих,
что джаз — это действительно мировая музыка.

11903081403001Джаз в современном мире

Сегодняшний мир музыки столь же разнообразен, как климат и география, которые мы познаём благодаря путешествиям. И все же, сегодня происходит смешение всё большего числа всемирных культур, постоянно приближающего нас к тому, что в сущности уже становится «всемирной музыкой» (world music).
Нынешний джаз уже не может не быть под влиянием звуков, проникающих в него практически из любого уголка земного шара. Европейский экспериментализм
с классическим подтекстом продолжает влиять на музыку молодых пионеров, таких, как например Кен Вандермарк, фри-джазовый авангардист-саксофонист, известный по работе с такими известными современниками, как саксофонисты Мэтс Густафссон, Эван Паркер и Питер Броцманн. К другим молодым музыкантам, более традиционной ориентации, которые продолжают поиски своего, относятся пианисты Джекки Террассон, Бенни Грин и Брэйд Мелдоа , саксофонисты Джошуа Редман и Дэвид Санчес и барабанщики Джефф Уоттс и Билли Стюарт.

Старая традиция звучания стремительно продолжается такими художниками, как трубач Уинтон Марсалис, работающий с целой командой помощников, как в собственных маленьких группах, так и в Джаз-Оркестре Центра Линкольна, который он возглавляет. Под его покровительством выросли в больших музыкантов пианисты Маркус Робертс и Эрик Рид, саксофонист Уэс «Warmdaddy» Эндерсон, трубач Маркус Принтуп и вибрафонист Стефан Харрис. Басист Дейв Холланд также является прекрасным открывателем молодых талантов . Среди многих его открытий такие художники, как саксофонист/М-басист Стив Коулмен, саксофонист Стив Уилсон, вибрафонист Стив Нельсон и барабанщик Билли Килсон. К числу других великих наставников молодых талантов относятся также пианист Чик Кориа, и ныне покойные — барабанщик Элвин Джонс и певица Бетти Картер.

Потенциальные возможности дальнейшего развития джаза в настоящее время достаточно велики, поскольку пути развития таланта и средства его выражения непредсказуемы, умножаясь поощряемым сегодня объединением усилий различных джазовых жанров. Например, саксофонист Крис Поттер под собственным именем выпускает мэйнстримовый релиз и в то же время участвует в записи с другим великим авнгардистом, барабанщиком Полом Мотианом. Аналогично, другие легенды джаза, относящиеся к различным джазовым мирам могут встречаться под одним знаменем, как это было, например, при совместной записи Элвина Джонса, саксофониста Дьюи Редмана и пианиста Сесила Тэйлора.

Давид ГолощекинКраткая история развития джазового движения в Петербурге

Санкт-Петербургская Государственная Филармония джазовой музыки была основана в 1989 г. выдающимся джазовым музыкантом, композитором, народным артистом России — Давидом Голощекиным.
Возникновение подобной концертной организации стало возможным благодаря вниманию к музыкальной культуре Санкт-Петербурга со стороны городских властей того времени А.П. Филипповой и В.И. Матвиенко (ныне вице-премьера правительства России), а также при финансовой поддержке петербургского предпринимателя В.Н. Лукьянченко.

Открытие Филармонии джазовой музыки в Петербурге явилось феноменом в истории мирового джаза. С первых дней существования она находится на государственном финансировании, что само по себе беспрецедентное явление в мировой джазовой концертной практике. И в то же время появление джазовой филармонии в нашем городе было вполне закономерным явлением. Вспомним, что здесь,
в историческом центре культуры России, еще в 20-е годы возникли первые очаги отечественного джаза. К концу 80-х годов джазовая культура города сконцентрировалась вокруг двух самых известных в России коллективов — Ленинградского диксиленда и ансамбля под управлением Д.Голощекина. Именно они и стали базовыми коллективами джазовой филармонии, а ее художественным руководителем — Давид Голощекин.

Давид Голощекин — живая легенда российского джаза, музыкант, заслуживший признание всего джазового мира. Его знают в Нью-Йорке, Париже, Лондоне и Рио-де-Жанейро. За свою почти сорокалетнюю творческую жизнь он выступал с такими гигантами джаза, как Дюк Эллингтон, Диззи Гиллеспи, Дейв Брубек, Бенни Голсон, Джо Пасс, Билли Тейлор и многими другими мастерами джаза.

Являясь мультиинструменталистом, он в совершенстве владеет скрипкой, флюгельгорном, тенор-саксофоном, вибрафоном и еще целым рядом инструментов, что делает его концерты и записи уникальным явлением в мире джаза.

Categories: Джазовая волна Tags: , , , ,
1 Star2 Stars (+4 рейтинг, 2 голосов)
Loading ... Loading ...
  1. Виват
    Виват
    3 Февраль 2010 в 22:09 | #1

    Не знаю как вам, а мне нравится! Вот.

  2. Смородин
    Смородин
    6 Февраль 2010 в 07:30 | #2

    “Прямо даже не верится”

  3. Elvira
    Elvira
    21 Апрель 2010 в 22:30 | #3

    класс)мне понра)особенно!

  4. Веста
    Веста
    22 Апрель 2010 в 00:35 | #4

    Блог просто замечательный, порекомендую друзьям!

  5. alconavt
    alconavt
    25 Апрель 2010 в 15:13 | #5

    Интересная статейка, автору респект, гы могу помоч с развитием, пиши icq 2225456

  6. ruadverts
    ruadverts
    26 Апрель 2010 в 10:28 | #6

    Интересно и позновательно, а будет еще что-то по этой теме?

  7. Anis
    Anis
    26 Апрель 2010 в 19:15 | #7

    Неплохой пост, очень интересно было почитать

  8. Ёглези
    Ёглези
    28 Апрель 2010 в 00:46 | #8

    Очень хорошее и полезное сообщение. Сам недавно искал в интернете данную тему и все обсуждения связанные с ней.

  9. сарат
    сарат
    28 Апрель 2010 в 03:11 | #9

    Класс! Афтару респект!

Необходимо войти на сайт, чтобы написать комментарий.